Мне очень стыдно, что я так надолго забросила блог и ничего
не писала, но что поделать – такая жизнь началась. То сессия, то работа, а то и
лень, грешна) А вообще-то, конечно, нужно было поместить этот пост почти сразу
после «Среднего пола». Хотя бы потому, что в романе есть к фильму, о котором я
сегодня буду говорить, недвусмысленные отсылки.
Итак, немного о фильме «Этот смутный объект желания» (фр. Cet obscur objet du désir; исп. Ese oscuro objeto del deseo). Это
последняя работа в кино режиссёра Луиса Бунюэля,
его экранизация романа Пьера Луи «Женщина и марионетка» (La Femme et le pantin).
В 75 лет режиссер сумел создать мало того что убедительный,
так еще и в высшей степени оригинальный художественный образ юной вздорной и
расчетливой девушки, сделав гениальный ход конем: на роль главной героини,
Кончиты, были приглашены сразу две актрисы. Почти во всех источниках сказано,
что актриса Кароль Буке воплощает невинность, а вот страстная Анхела Молина — соблазнительную
и дерзкую обманщицу, которая живет внутри каждой женщины.
Отчасти это
действительно так. Буке появляется в кадре то с панталонах из парусины, зашитых
суровыми нитками (это чтобы влюбленный престарелый герой не добрался до того,
что она ему «опрометчиво» пообещала – ее святой невинности), то не позволяет до
себя дотронуться в первую встречу. Однако при этом стоит отметить, что эта ее
бесстрастность отнюдь не делает девушку безгрешной. Как раз наоборот, в Буке
можно разглядеть истинную жестокость, в то время как Молина, маленькая очаровательная
искусительница, которая больше всех обещает несчастному Матье, оказывается способна
на искреннюю жалость к незадачливому воздыхателю.
По-моему, это действительно
гениально: мало того, что противоречивость женщины представлена в фильме таким
оригинальным «раздваивающимся» образом, так еще и каждая «половинка» несет в
себе свою диалектику. Кстати, интересно, что актрис в смежных сценах не одевали
одинаково, были слабые, но различия. Наверное, этим подчеркивается различие
мужских и женских взглядов на внешность: девушка всегда обратит внимание на то,
что форма ее сумочки может не гармонировать с углом каблука на туфельке, а
мужчина не всматривается в детали, ему важно общее впечатление.
Но, думается мне, не только из-за душевных антиномий женщины
придумал Бунюэль свой забавный художественный ход (если только не правы
злопыхатели, и это не произошло случайно, из-за того, что престарелый режиссер
банально перепутал актрис на пробах и дал добро обеим)). Большое значение имеет
и взгляд Матье, главного героя и рассказчика всей истории, на Кончиту. Ведь
девушка – смутный объект именно его желания. Можно двояко трактовать эту
ситуацию. С одной стороны, может быть, Матье действительно несчастен и просто искренне
не понимает, какая Кончита – настоящая. А, может быть, мужчина настолько
увлечен охотой за ускользающей жертвой, что ему становится ровно все равно, какая
она на самом деле. Мне кажется, истина где-то посередине. Во всяком случае, мне
было жаль Матье. И, хоть кто-то скажет, что он сам виноват в том, что вершинное
желание его жизни так и не было осуществлено из-за отсутствия искренности, из-за
преобладания слепого, плотского начала, я возражу: все-таки Матье вел себя
достаточно благородно. Он ждал и терпел.
У мучимого нереализованной плотской тоской по Кончите Матье
периодически бессистемно появляется в руках странный грязный мешок. Безусловно,
это – символ, не лишенный иронической нотки. Вот только символ чего? Греховного
разврата? Возраста, которым тяготится Матье? Нереализованных желаний? Мучительного
ожидания? Наверное, всего понемногу. А еще этот мешок подчеркивает «смутность»,
нереалистичность всего, что происходит на экране.
Примерно такую же функцию выполняют бесконечные сообщения о терактах
и преступлениях, которые в течение фильма обрывочно доносятся до зрителя то из
сводок радио, то из газеты, которую читает Матье… Финальное решение этого
мотива – ослепительный взрыв, который поглощает и страстную изворотливую
Кончиту, и в очередной раз доверившегося маленькой развратнице Матье. А вместе
с ними – странную женщину-вышивальщицу, которая, сидя в витрине своего
магазинчика, кропотливо кладет стежок за стежком на белую ткань. В этих кадрах
есть выход из более поверхностного, грубо-плотского конфликта фильма на
глубинный, бытийный. Мастерица в магазинчике словно добыла где-то нить судьбы,
сплетенную парками, и теперь ведет по ткани свой узор, свою тернистую судьбу
для каждого человека. Стежок-запинка – это каждый самообман, каждая беда,
которая случалась с самим Матье и рядом с ним, и о которых он даже не думал,
пока не грянул гром… Вернее, большой террористический взрыв, поглотивший и
самого героя, и его так и не прояснившийся Объект то ли желания обладать, то ли
желания ухватиться за ускользающую жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий