Макса Сауко даже нельзя назвать фотографом, мне кажется,
слово «художник» подходит ему куда больше. Конечно, фактически основа его работ
– фотографии (причем, как правило, непрофессиональных моделей), но после
фантастической обработки в редакторах они превращаются уже скорее в полотна, от
которых веет символизмом, сюрреализмом и еще бог весть каким –измом. Многие
утверждают, что работы Сауко омерзительны, аморальны и вообще нормальный
человек такого создать не может. Но мы-то с вами понимаем, что человек
талантливый априори не нормален (да и есть ли вообще понятие «норма»?), к тому
же лично мне не кажется, что Сауко отличается скрытым садизмом или еще
какими-нибудь там сексуальными девиациями. Для меня его фотографии – это просто
новый, удивительный, запредельный взгляд на то, что нас окружает. Взгляд,
преломляющий мир.
|
Большая аджна (Big ajna) |
Меня необычайно вдохновляют его фотографии (буду уж так
называть): смотришь на них, понимаешь, что в каждой из работ заложена куча загадок,
секретиков, ухмылок, и все пытаешься «распаролить», раскрыть, понять,
пробраться… Иногда это удается, иногда – нет, и тогда досадуешь и, хоть уходишь
ненадолго, позже все равно возвращаешься, чтобы попытаться вновь. А когда
удается, испытываешь настоящее счастье: ты приобщился к маленькой сакральной
тайне, ты приоткрыл занавес перед еще одним закоулком бесконечной Культуры.
У Сауко очень много обнаженной натуры и фрейдистких
символов. Самые частотные – огурцы и морковь (фаллосы, конечно же) и белая ткань,
часто испачканная (попранная невинность то есть). Но есть и свои маленькие
«комплименты» внимательному зрителю: перебинтованные или вовсе отсутствующие
конечности, швы на левой стороне груди – это то, что лично я заметила и, как
мне кажется, разгадала, чуть ниже на примере покажу толкование. А есть и
общекультурные: названия работ, надписи, незаметно «вмонтированные» в сюжет
изображения, незаметные беглому глазу детали (гранаты Дали, яблоки, розы,
ножницы, или кларнет и надпись «Кораллов больше нет» на фотографии «Клара»…).
Кстати сказать, у Сауко не так уж много работ: на его официальном сайте я нашла
83 фотографии, и еще на 2 наткнулась, блуждая по сети.
|
Клара |
Одна из первых работ, которая поддалась моему не только
эмоциональному, но и рациональному пониманию – это «Будь моим Валентином».
Кажется, сюжет абсурден: беременная женщина с сигаретой в обшарпанной комнате,
рядом – мужчина-инвалид (супруг, очевидно). Аморально? Чудовищно? Зловеще? Нет.
Нежно, как и название.
|
Будь моим Валентином |
На заднем фоне – плакат, изображающий сладострастие (рука
впивается в бедро), его угол оторван. Думаю, стоит обратить внимание, что на
этом углу была нога – и вот взгляд зрителя смещается на палочку-протез мужчины,
сидящего на диване. Метафора прозрачна: отсутствующая часть тела в творческом мире
Сауко обозначает физическую, плотскую страсть. Часто она наказуема, но не в
этом случае, ведь у супруга еще шрам слева на груди. Там, где сердце. И на полу
валяется картонка с неловко вырезанным сердечком, что связано с мотивом шрама.
В общем, на мой взгляд, мужчина воплощает собой нежность и страсть, любовь
физическую и духовную. Символически он отдал дремлющей женщине «часть» или даже
«части» себя, результатом чего и явилась ее беременность. И вот теперь, в этой
ужасающей обстановке, они счастливы благодаря своей любви – в окружающей их
серости и разрухе светятся белые подарочные коробочки, перевязанные алыми
ленточками, все те счастливые сюрпризы, ожидающие их в будущем (такие же
ленточки обвивают бедро женщины и протез мужчины: их страсть вознаграждена
Провидением, поскольку была подкреплена истинной любовью).
|
Снежки |
Мотив «шрама от подаренного сердца» находит свое продолжение
и на других фотографиях, например, «Снежки». Девушка замерзает на снегу,
заваленном морковью, и ее жалеет странное белое существо. История, рассказанная
этим «полотном», тиха и нежна: девушка заплутала в снегах собственной
невинности, потрясенная окружающей ее похотью и развратом (морковь – фаллосы),
и некое существо (очевидно, мужчина), невинное, как и она, но гораздо более
странное, спасает ее, согревая своей нежностью – ведь его сердце тоже поражено.
Возможен и несколько иной вариант: снеговик полюбил девушку, и волшебство любви
сделало его «почти человеком»: только вот лицо перебинтовано, и морковь,
которая формировала его облик (служила носом) за ненадобностью валяется рядом,
и две странных горошины («глаза») тоже, а у бывшего снеговика на месте глаз –
кровавые пятна. Снеговик претерпел чудесное и ужасное преображение, он уже
почти человек, но не совсем. К тому же у него осталась еще одна «часть тела»,
родом из прошлого: за спиной его, подобно крыльям, виднеются ветки, из которых
раньше могли быть сделаны руки. Любовь не только преображает, но и окрыляет,
ведь любовь их – чиста и невинна (белая ленточка на одной из веток это подтверждает).
|
Невеста 5 |
Идею того, что отсутствие ноги или другая физическая
«неполноценность» указывает на похотливость или просто физическое влечение,
подтверждают многие другие фотографии, например, «Семейный портрет» (неверная
жена с перебинтованной ногой (!) держит голову «рогатого мужа», будто оленье
чучело); «Невеста 5» (девушка проходит 5 стадий взросления: невинность – белая
рубашка, прикосновение порока – перебинтованная нога, все большее погружение в
страсть – постепенное снятие рубашки, и полноценная реализация своей «половой
функции» - беременность, будущее материнство); «Суок» (напомню, что Суок –
кукла, очень похожая на живую девочку, из книжки «Три толстяка»; мальчик на
фотографии Сауко, кажется, только начинает постигать сексуальность, символом
чего является огурец в банке, и объектом его интереса является женщина-кукла,
воплощающая порок, похожая на резиновых женщин из секс-шопов; именно у нее-то
отломана нога).
|
Суок |
Другие схожие работы – «Муладхара» (так называется одна из
чакр, расположенная рядом с половыми органами, ее цвет – красный; из википедии:
«Муладхара ассоциируется с инертным, суетным миром в его самых низких
проявлениях (самосохранение и комфорт). Муладхара отвечает за выживание»). На
этой фотографии мужчина растворяется в своей страсти к женщине (кажется, он
начал целовать ей ноги, и так застыл навечно), его будто привязали и прибили, и
вырвать гвоздь, пронзающий его невидимую чакру Муладхару, для него невозможно.
|
Муладхара |
Еще
подобная работа – «Взгляд»: ослепшая в любви и растворяющийся в страсти. Интересно
в данном контексте посмотреть на фото «Мой Пушкин» - женщины-искусительницы,
женщины, пропагандирующие свободные нравы (они раздвигают ноги другой,
страдающей) представляют собой эдаких чудовищ Франкенштейна, они не цельны, а
словно сшиты из лоскутов, у одной даже не нога, а щупальце. Название, конечно,
провокационное. Думаю, художник этим хотел сказать, что если Пушкин, в чьих
жилах текла смесь арапской и белой крови, считался «развратником» (чего стоит
только «Гаврилиада», от которой поэт отрекся), то в наше время сладострастники
выглядят так: красивые женщины, которые на самом деле – чудовища.
|
Мой Пушкин |
Один из излюбленных образов Сауко – Лилит (в апокрифических
сказаниях – первая жена Адама, которая была столь сладострастна, что Адам
прогнал ее от себя; она поселилась в пещере, где, по одной из версий,
превратившись в демона, рожала множество детей и убивала их; другие версии
заключаются в том, что она была наказана Ангелами господними одним из следующих
способов: «сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать
детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной» (из Википедии)). Так или иначе,
Лилит всегда ассоциируется с похотью и множеством несчастных детей. У Сауко для
меня две очевидных Лилит, они изображены на фотографиях «Лилит» (естественно) и
«Сад».
|
Лилит |
На «Лилит» порок олицетворяет змея и обезьяна (тоже частый символ для
Сауко), и, поддавшись похоти, человек теряет «третий глаз», то есть способность
духовно прозревать. В работе «Сад» изображены резвящиеся дети (кстати сказать,
один и тот же продублированный мальчик») и «святая дьяволица», вокруг которой
витают надгрызенные яблоки – символ первогреха. Персонажи эти находятся в
«кожаной пещере» - думаю, еще одна отсылка к телесности, разврату. Да и
«святая»-то – с обнаженной грудью.
|
Сад |
О Сауко я, кажется, могу писать бесконечно, но скажу еще
только пару слов, иначе никогда не остановлюсь. Немалую роль в его работах
играют вариации на тему Фрейда. К таким фотографиям относятся, например, «Дарвин
и Фрейд как величайшее разочарование» (девушка строит глазки птице, которая
держит на веревочке яйцо над кастрюлей, исходящей паром: тут вам и фаллическая
форма огромного клюва, и закушенные волосы женщины, и полусваренное яйцо как
метафора погибшей вселенной, и в целом аномальность ситуации – человек
соблазняет птицу, птица варит яйцо); «Самоанализ» (обезьяна с огромным фаллосом
– похоть; женщина сдернула с себя белый бюстгальтер и трусики, она больше не
невинна; мечутся белые голуби, исходят вонючим дымом некие фрукты –
общепризнанные символы невинности и разврата соответственно); и «Фрейд мертв»
(сексуальность спеленута, перебинтована, подвергнута научному разложению;
правит ею демонического вида врач с хвостом).
|
Самоанализ |
Пожалуй, на этом мне стоит остановиться, да я и все равно не
смогу сказать всего, просто потому, что не знаю. Сауко – увлекательный ребус,
который можно разгадывать не один день и даже год. Да, его работы о сексе, но
они и о людях, и об их внутреннем мире, и не думаю, что художник польстил себе,
когда сказал о своих моделях: «я думаю, они узнают себя и свой внутренний мир в
этих работах». Я еще мне очень понравился такой диалог в его интервью:
- Все твои работы пропитаны эротизмом и сексуальностью. Что
это?
- Это любовь. Она часто ассоциируется с эротизмом и
сексуальностью.
|
Фрейд мертв |
Думаю, так оно и есть. В общем, надеюсь, вам тоже стало
интересно подробнее изучить то, о чем рассказывает нам Макс Сауко. В таком
случае, даю ссылки – на его официальный сайт и на альбом в контакте в группе моего блога (приглашаю подписываться), где есть 2
последние работы и некоторые русские названия (которые, кстати, порой расходятся
с английскими):
Комментариев нет:
Отправить комментарий