понедельник, 3 сентября 2012 г.

Сауко в Дали и не только


Макса Сауко даже нельзя назвать фотографом, мне кажется, слово «художник» подходит ему куда больше. Конечно, фактически основа его работ – фотографии (причем, как правило, непрофессиональных моделей), но после фантастической обработки в редакторах они превращаются уже скорее в полотна, от которых веет символизмом, сюрреализмом и еще бог весть каким –измом. Многие утверждают, что работы Сауко омерзительны, аморальны и вообще нормальный человек такого создать не может. Но мы-то с вами понимаем, что человек талантливый априори не нормален (да и есть ли вообще понятие «норма»?), к тому же лично мне не кажется, что Сауко отличается скрытым садизмом или еще какими-нибудь там сексуальными девиациями. Для меня его фотографии – это просто новый, удивительный, запредельный взгляд на то, что нас окружает. Взгляд, преломляющий мир.
Большая аджна (Big ajna)


Меня необычайно вдохновляют его фотографии (буду уж так называть): смотришь на них, понимаешь, что в каждой из работ заложена куча загадок, секретиков, ухмылок, и все пытаешься «распаролить», раскрыть, понять, пробраться… Иногда это удается, иногда – нет, и тогда досадуешь и, хоть уходишь ненадолго, позже все равно возвращаешься, чтобы попытаться вновь. А когда удается, испытываешь настоящее счастье: ты приобщился к маленькой сакральной тайне, ты приоткрыл занавес перед еще одним закоулком бесконечной Культуры.
У Сауко очень много обнаженной натуры и фрейдистких символов. Самые частотные – огурцы и морковь (фаллосы, конечно же) и белая ткань, часто испачканная (попранная невинность то есть). Но есть и свои маленькие «комплименты» внимательному зрителю: перебинтованные или вовсе отсутствующие конечности, швы на левой стороне груди – это то, что лично я заметила и, как мне кажется, разгадала, чуть ниже на примере покажу толкование. А есть и общекультурные: названия работ, надписи, незаметно «вмонтированные» в сюжет изображения, незаметные беглому глазу детали (гранаты Дали, яблоки, розы, ножницы, или кларнет и надпись «Кораллов больше нет» на фотографии «Клара»…). Кстати сказать, у Сауко не так уж много работ: на его официальном сайте я нашла 83 фотографии, и еще на 2 наткнулась, блуждая по сети.
Клара

Одна из первых работ, которая поддалась моему не только эмоциональному, но и рациональному пониманию – это «Будь моим Валентином». Кажется, сюжет абсурден: беременная женщина с сигаретой в обшарпанной комнате, рядом – мужчина-инвалид (супруг, очевидно). Аморально? Чудовищно? Зловеще? Нет. Нежно, как и название.
Будь моим Валентином

На заднем фоне – плакат, изображающий сладострастие (рука впивается в бедро), его угол оторван. Думаю, стоит обратить внимание, что на этом углу была нога – и вот взгляд зрителя смещается на палочку-протез мужчины, сидящего на диване. Метафора прозрачна: отсутствующая часть тела в творческом мире Сауко обозначает физическую, плотскую страсть. Часто она наказуема, но не в этом случае, ведь у супруга еще шрам слева на груди. Там, где сердце. И на полу валяется картонка с неловко вырезанным сердечком, что связано с мотивом шрама. В общем, на мой взгляд, мужчина воплощает собой нежность и страсть, любовь физическую и духовную. Символически он отдал дремлющей женщине «часть» или даже «части» себя, результатом чего и явилась ее беременность. И вот теперь, в этой ужасающей обстановке, они счастливы благодаря своей любви – в окружающей их серости и разрухе светятся белые подарочные коробочки, перевязанные алыми ленточками, все те счастливые сюрпризы, ожидающие их в будущем (такие же ленточки обвивают бедро женщины и протез мужчины: их страсть вознаграждена Провидением, поскольку была подкреплена истинной любовью).
Снежки
Мотив «шрама от подаренного сердца» находит свое продолжение и на других фотографиях, например, «Снежки». Девушка замерзает на снегу, заваленном морковью, и ее жалеет странное белое существо. История, рассказанная этим «полотном», тиха и нежна: девушка заплутала в снегах собственной невинности, потрясенная окружающей ее похотью и развратом (морковь – фаллосы), и некое существо (очевидно, мужчина), невинное, как и она, но гораздо более странное, спасает ее, согревая своей нежностью – ведь его сердце тоже поражено. Возможен и несколько иной вариант: снеговик полюбил девушку, и волшебство любви сделало его «почти человеком»: только вот лицо перебинтовано, и морковь, которая формировала его облик (служила носом) за ненадобностью валяется рядом, и две странных горошины («глаза») тоже, а у бывшего снеговика на месте глаз – кровавые пятна. Снеговик претерпел чудесное и ужасное преображение, он уже почти человек, но не совсем. К тому же у него осталась еще одна «часть тела», родом из прошлого: за спиной его, подобно крыльям, виднеются ветки, из которых раньше могли быть сделаны руки. Любовь не только преображает, но и окрыляет, ведь любовь их – чиста и невинна (белая ленточка на одной из веток это подтверждает).
Невеста 5

Идею того, что отсутствие ноги или другая физическая «неполноценность» указывает на похотливость или просто физическое влечение, подтверждают многие другие фотографии, например, «Семейный портрет» (неверная жена с перебинтованной ногой (!) держит голову «рогатого мужа», будто оленье чучело); «Невеста 5» (девушка проходит 5 стадий взросления: невинность – белая рубашка, прикосновение порока – перебинтованная нога, все большее погружение в страсть – постепенное снятие рубашки, и полноценная реализация своей «половой функции» - беременность, будущее материнство); «Суок» (напомню, что Суок – кукла, очень похожая на живую девочку, из книжки «Три толстяка»; мальчик на фотографии Сауко, кажется, только начинает постигать сексуальность, символом чего является огурец в банке, и объектом его интереса является женщина-кукла, воплощающая порок, похожая на резиновых женщин из секс-шопов; именно у нее-то отломана нога).
Суок

Другие схожие работы – «Муладхара» (так называется одна из чакр, расположенная рядом с половыми органами, ее цвет – красный; из википедии: «Муладхара ассоциируется с инертным, суетным миром в его самых низких проявлениях (самосохранение и комфорт). Муладхара отвечает за выживание»). На этой фотографии мужчина растворяется в своей страсти к женщине (кажется, он начал целовать ей ноги, и так застыл навечно), его будто привязали и прибили, и вырвать гвоздь, пронзающий его невидимую чакру Муладхару, для него невозможно.
Муладхара

Еще подобная работа – «Взгляд»: ослепшая в любви и растворяющийся в страсти. Интересно в данном контексте посмотреть на фото «Мой Пушкин» - женщины-искусительницы, женщины, пропагандирующие свободные нравы (они раздвигают ноги другой, страдающей) представляют собой эдаких чудовищ Франкенштейна, они не цельны, а словно сшиты из лоскутов, у одной даже не нога, а щупальце. Название, конечно, провокационное. Думаю, художник этим хотел сказать, что если Пушкин, в чьих жилах текла смесь арапской и белой крови, считался «развратником» (чего стоит только «Гаврилиада», от которой поэт отрекся), то в наше время сладострастники выглядят так: красивые женщины, которые на самом деле – чудовища.
Мой Пушкин

Один из излюбленных образов Сауко – Лилит (в апокрифических сказаниях – первая жена Адама, которая была столь сладострастна, что Адам прогнал ее от себя; она поселилась в пещере, где, по одной из версий, превратившись в демона, рожала множество детей и убивала их; другие версии заключаются в том, что она была наказана Ангелами господними одним из следующих способов: «сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной» (из Википедии)). Так или иначе, Лилит всегда ассоциируется с похотью и множеством несчастных детей. У Сауко для меня две очевидных Лилит, они изображены на фотографиях «Лилит» (естественно) и «Сад».
Лилит

На «Лилит» порок олицетворяет змея и обезьяна (тоже частый символ для Сауко), и, поддавшись похоти, человек теряет «третий глаз», то есть способность духовно прозревать. В работе «Сад» изображены резвящиеся дети (кстати сказать, один и тот же продублированный мальчик») и «святая дьяволица», вокруг которой витают надгрызенные яблоки – символ первогреха. Персонажи эти находятся в «кожаной пещере» - думаю, еще одна отсылка к телесности, разврату. Да и «святая»-то – с обнаженной грудью.
Сад

О Сауко я, кажется, могу писать бесконечно, но скажу еще только пару слов, иначе никогда не остановлюсь. Немалую роль в его работах играют вариации на тему Фрейда. К таким фотографиям относятся, например, «Дарвин и Фрейд как величайшее разочарование» (девушка строит глазки птице, которая держит на веревочке яйцо над кастрюлей, исходящей паром: тут вам и фаллическая форма огромного клюва, и закушенные волосы женщины, и полусваренное яйцо как метафора погибшей вселенной, и в целом аномальность ситуации – человек соблазняет птицу, птица варит яйцо); «Самоанализ» (обезьяна с огромным фаллосом – похоть; женщина сдернула с себя белый бюстгальтер и трусики, она больше не невинна; мечутся белые голуби, исходят вонючим дымом некие фрукты – общепризнанные символы невинности и разврата соответственно); и «Фрейд мертв» (сексуальность спеленута, перебинтована, подвергнута научному разложению; правит ею демонического вида врач с хвостом).
Самоанализ

Пожалуй, на этом мне стоит остановиться, да я и все равно не смогу сказать всего, просто потому, что не знаю. Сауко – увлекательный ребус, который можно разгадывать не один день и даже год. Да, его работы о сексе, но они и о людях, и об их внутреннем мире, и не думаю, что художник польстил себе, когда сказал о своих моделях: «я думаю, они узнают себя и свой внутренний мир в этих работах». Я еще мне очень понравился такой диалог в его интервью:
- Все твои работы пропитаны эротизмом и сексуальностью. Что это?
- Это любовь. Она часто ассоциируется с эротизмом и сексуальностью.
Фрейд мертв

Думаю, так оно и есть. В общем, надеюсь, вам тоже стало интересно подробнее изучить то, о чем рассказывает нам Макс Сауко. В таком случае, даю ссылки – на его официальный сайт и на альбом в контакте в группе моего блога (приглашаю подписываться), где есть 2 последние работы и некоторые русские названия (которые, кстати, порой расходятся с английскими):

Комментариев нет:

Отправить комментарий