понедельник, 24 сентября 2012 г.

Дантовские традиции Анджело Муско


Наверное, в своих впечатлениях от работ Муско я не буду оригинальна, ведь первой мыслью, пришедшей мне на ум, как и у многих, тоже было: ну и что, пучок сена/гнездо/косяк рыбок, подумаешь, таких фотографий миллион. Но при ближайшем рассмотрении я почувствовала, как по моей коже побежали мурашки: нет, не пучок сена… Гнездо – еще может быть. Но какое гнездо!


Тесное переплетение человеческих тел, но и не просто тел – людей, человека в себе, каждый – со своей эмоцией, страданием, но вкупе – всего лишь орнамент, где личность неразличима. Сам Муско говорит: “В своих работах я хочу показать полный цикл жизни человека: рождение, взросление, совокупление, деторождение и смерть. Это стандартный ход вещей, который я называю круговоротом жизни”. Действительно, в его работах изображается глобальное соитие всех со всеми, то, что на самом деле является жизнью человека. Каждый индивид – редуцент, консумент и продуцент, каждый питается падалью, является и хищником, и травоядным – все одновременно. И все слиты друг с другом, и это всеобщее проникновение, не только с целью продолжения рода, но и просто для выживания, симбиоз человека с человеком – что и есть секс, то самое слияние, соитие, совокупление. Как у Фрейда сексуальностью звался не только акт плотской любви, но любые физические утехи, то есть все, что приносит удовольствие, так в работах Муско всеобщее соитие-орнамент – это всего лишь (или целая?) жизнь.
Думаю, не буду оригинальна и в том, что работы Муско напомнили мне второй круг Дантовского «Ада»:

<…>37 И я узнал, что это круг мучений
             Для тех, кого земная плоть звала,
             Кто предал разум власти вожделений.

          40 И как скворцов уносят их крыла,
             В дни холода, густым и длинным строем,
             Так эта буря кружит духов зла

          43 Туда, сюда, вниз, вверх, огромным роем;
             Там нет надежды на смягченье мук
             Или на миг, овеянный покоем.

          46 Как журавлиный клин летит на юг
             С унылой песнью в высоте надгорной,
             Так предо мной, стеная, несся круг

          49 Теней, гонимых вьюгой необорной, <…>

Так и хочется разглядеть где-то среди этих фигур Франческу и Паоло, поверить, что не все обезличены. И если замечаешь все же чье-то лицо среди этой круговерти – вздрагиваешь. Модели великолепны. Каждая из них живет на этом… полотне, сказать «кадр» просто язык не поворачивается. Да, чаще их лица страдающие, искаженные, трагические, и при этом – порочные. Вот какая-то женщина зажата среди вожделеющих мужских тел, вот другие сплетены тесным трепещущим клубком… Круг Ада, что и говорить. Но чем-то он все же манит, доводя до дрожи.



Недавно я читала книгу «Любовные позиции эпохи Возрождения», где вступление оказалось не только длиннее основных текстов, но и интереснее. Там встретились такие слова о художнике Бартоломео Пинелли: «Сохранилось его признание о работе параллельно над иллюстрациями к "Божественной комедии" Данте и над эротическими гравюрами. Свой труд он довел лишь до середины "Чистилища" и бросил его. Художник утверждал: "Мне хорошо в "Аду", я влюблен в безобразников, убийц и грешников, воров и чревоугодников… Мне там хорошо работается и мой доход — это мое удовольствие. Когда же я приближаюсь к "Раю", такому кастрированному и полному яркого света, где нет ни цвета крови, ни запаха вагины, ни аромата вина… Это место не для меня"».

Думаю, у Муско тоже нет ни цвета крови, ни аромата вина, но зато у него есть другая, непередаваемо важная ценность – атмосфера. Страшная, но не омерзительная. Это тот самый ужас, который делает популярным жанр хоррора – манящий, увлекающий и… очень жизненный. В конце концов, чего же нам бояться этого гнезда, улья или косяка рыбок, если он и есть – наш социум, в котором мы существуем от рождения до смерти? Зачем паниковать, если одна из сотен фигур в работах Муско и есть – мы сами, наша призрачная тень?
Все же Муско создает даже весьма уютные формы, особенно издалека. Это семьи, стаи, это дома, пусть и принадлежащие другим существам. Гнездо птицы строят, чтобы парой породить многих. И в этом причудливом орнаменте Муско тоже можно найти, если постараться, то таинственное, полубожественное начало, точку Х, от которой расползаются причудливые ветви… Или искать ее – это то же самое, что думать над вопросом: «что было раньше – курица или яйцо?»…

С другими работами Муско вы можете ознакомиться в альбоме моей группы вконтакте: http://vk.com/album-42405886_162804786
Или на официальном сайте фотографа: http://www.angelomusco.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий