Наверное, в своих впечатлениях от работ Муско я не буду
оригинальна, ведь первой мыслью, пришедшей мне на ум, как и у многих, тоже
было: ну и что, пучок сена/гнездо/косяк рыбок, подумаешь, таких фотографий
миллион. Но при ближайшем рассмотрении я почувствовала, как по моей коже
побежали мурашки: нет, не пучок сена… Гнездо – еще может быть. Но какое гнездо!
Тесное переплетение человеческих тел, но и не просто тел –
людей, человека в себе, каждый – со своей эмоцией, страданием, но вкупе – всего
лишь орнамент, где личность неразличима. Сам Муско говорит: “В своих работах я
хочу показать полный цикл жизни человека: рождение, взросление, совокупление,
деторождение и смерть. Это стандартный ход вещей, который я называю круговоротом
жизни”. Действительно, в его работах изображается глобальное соитие всех со
всеми, то, что на самом деле является жизнью человека. Каждый индивид –
редуцент, консумент и продуцент, каждый питается падалью, является и хищником,
и травоядным – все одновременно. И все слиты друг с другом, и это всеобщее
проникновение, не только с целью продолжения рода, но и просто для выживания,
симбиоз человека с человеком – что и есть секс, то самое слияние, соитие,
совокупление. Как у Фрейда сексуальностью звался не только акт плотской любви,
но любые физические утехи, то есть все, что приносит удовольствие, так в
работах Муско всеобщее соитие-орнамент – это всего лишь (или целая?) жизнь.
Думаю, не буду оригинальна и в том, что работы Муско
напомнили мне второй круг Дантовского «Ада»:
<…>37 И я узнал, что это круг мучений
Для тех,
кого земная плоть звала,
Кто
предал разум власти вожделений.
40 И как
скворцов уносят их крыла,
В дни
холода, густым и длинным строем,
Так эта буря кружит духов зла
43 Туда,
сюда, вниз, вверх, огромным роем;
Там нет
надежды на смягченье мук
Или на
миг, овеянный покоем.
46 Как
журавлиный клин летит на юг
С унылой
песнью в высоте надгорной,
Так предо
мной, стеная, несся круг
49 Теней,
гонимых вьюгой необорной, <…>
Так и хочется разглядеть где-то среди этих фигур Франческу и
Паоло, поверить, что не все обезличены. И если замечаешь все же чье-то лицо
среди этой круговерти – вздрагиваешь. Модели великолепны. Каждая из них живет
на этом… полотне, сказать «кадр» просто язык не поворачивается. Да, чаще их
лица страдающие, искаженные, трагические, и при этом – порочные. Вот какая-то
женщина зажата среди вожделеющих мужских тел, вот другие сплетены тесным
трепещущим клубком… Круг Ада, что и говорить. Но чем-то он все же манит, доводя до дрожи.
Недавно я читала книгу «Любовные позиции эпохи Возрождения»,
где вступление оказалось не только длиннее основных текстов, но и интереснее.
Там встретились такие слова о художнике Бартоломео Пинелли: «Сохранилось его
признание о работе параллельно над иллюстрациями к "Божественной
комедии" Данте и над эротическими гравюрами. Свой труд он довел лишь до
середины "Чистилища" и бросил его. Художник утверждал: "Мне
хорошо в "Аду", я влюблен в безобразников, убийц и грешников, воров и
чревоугодников… Мне там хорошо работается и мой доход — это мое удовольствие.
Когда же я приближаюсь к "Раю", такому кастрированному и полному
яркого света, где нет ни цвета крови, ни запаха вагины, ни аромата вина… Это
место не для меня"».
Думаю, у Муско тоже нет ни цвета крови, ни аромата вина, но
зато у него есть другая, непередаваемо важная ценность – атмосфера. Страшная,
но не омерзительная. Это тот самый ужас, который делает популярным жанр хоррора
– манящий, увлекающий и… очень жизненный. В конце концов, чего же нам бояться
этого гнезда, улья или косяка рыбок, если он и есть – наш социум, в котором мы
существуем от рождения до смерти? Зачем паниковать, если одна из сотен фигур в
работах Муско и есть – мы сами, наша призрачная тень?
Все же Муско создает даже весьма уютные формы, особенно
издалека. Это семьи, стаи, это дома, пусть и принадлежащие другим существам.
Гнездо птицы строят, чтобы парой породить многих. И в этом причудливом
орнаменте Муско тоже можно найти, если постараться, то таинственное,
полубожественное начало, точку Х, от которой расползаются причудливые ветви…
Или искать ее – это то же самое, что думать над вопросом: «что было раньше –
курица или яйцо?»…
С другими работами Муско вы можете ознакомиться в альбоме моей группы вконтакте: http://vk.com/album-42405886_162804786
Или на официальном сайте фотографа: http://www.angelomusco.com/
Комментариев нет:
Отправить комментарий