среда, 8 августа 2012 г.

Абрамович и другие славяне


Марина Абрамович – личность уникальная. Честно признаться, когда я задумывала пост с ее видео «Балканский эротический эпос», то представляла его совсем иным, но вот узнала что-то о самой художнице, заинтересовалась, и закрутилось-завертелось. Теперь не рассмотреть ее творчество в целом я просто не могу.


Я «сталкивалась» с Мариной Абрамович уже несколько раз в жизни, но понятия не имела, что она – это она, «бабушка перформанса», да что это и за перформанс такой (определение из Википедии: «Перформанс — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя»), я хоть смутно и представляла, но толком не знала. Между тем, перформанс, и перформанс Абрамович в частности – уникальное искусство, заряженное эротизмом в самом высоком смысле.

Абрамович принадлежат слова: «Вся энергия нашего тела эротическая, от нас зависит, как ее использовать: для любви, разрушения, войны или насилия. Это та же энергия, которая используется для творчества». Она сама использует эту энергию для творчества… Впрочем, я не совсем согласна, что перформанс – это искусство, но только не надо бросать в меня тухлыми помидорами, я не в том смысле, что это «и не искусство вовсе, а так, недоразумение». Я признаю за собой, что не понимаю многого в «перформансизме» (есть такое слово?) и порой мне кажется, что в нем исключительно важную роль играет пояснение (этим творец хотел сказать, что…), но, несмотря на это, я отдаю ему дань огромного уважения. Просто я считаю, что есть Жизнь, есть Искусство, а есть Перформанс. Это совершенно особенная структура, ведь и сама Абрамович сказала на своей лекции: «Перформанс – это не роль. Перформанс рождается из реальных ситуаций и реальных чувств». Вы скажете, что лирика, к примеру, пишется тоже только под влиянием реальных переживаний? Да, отвечу я вам, но есть одно маленькое «но». Хорошее стихотворение можно написать и о фантазии, мечте, о том, чего ты не видел и не чувствовал даже никогда, и оно будет жить в веках, перечитываться и пониматься каждый раз по-разному. А перформанс существует лишь в переживании и только тогда, и то чувство, которое было пережито в момент его создания, и есть само произведение. Думаю, даже сама эта концепция весьма схожа с сущностью эротизма. Переживание и присутствие – не только телесное, но самое что ни на есть настоящее, всеми шестью или даже семью чувствами, сознанием и подсознанием, душой и духом.

Абрамович говорит, что чрезвычайно важна подготовка художника к перформансу, готовность творца полностью сосредоточиться. В этом есть что-то от восточной философии, и художница сама это признает: «Свою функцию я представляю в виде моста, потому что я родом из бывшей Югославии. ... Мост – это место сражения, там всегда сильный ветер, много противоречий, поэтому никто не понимает славянскую душу. … Будучи таким мостом, я стараюсь учиться у Восточной культуры концентрации духовности, и в то же время воспринимать скорость и технологичность Западной культуры. Между этими мирами есть своего рода баланс, и в своей работе я учитываю обе стороны». Она и ее творчество – мост между мирами, секс – мост между людьми. 

Этому тоже было посвящено немало ее произведений, в том числе совместных с Улаем, ее бывшим мужем и тоже художником. Например, перформанс «Коммунистическое тело – фашистское тело» (Абрамович родилась под советской звездой, Улай, в Германии, под символом «звезды по имени Солнце» - свастикой. Это тяготило обоих супругов). Во время этого перформанса Улай и Марина пригласили друзей на вечеринку, во время которой сами спали, но приготовили для гостей два столика с угощением из социалистического и капиталистического лагеря по отдельности. Любопытен также перформанс «Смерть себя», для которого пара соединила свои рты особым приспособлением, через которое не проникал воздух, и вдыхали выдохи друг друга, пока не упали в обморок. Тем самым они показали, что поглощение чужой жизни и отдача собственной – губительна. 

В 1977 году Улай и Абрамович 17 часов провели со связанными друг с другом волосами в рамках перформанса «Отношения во времени», более того, долгое время они называли себя «другое», считались единым организмом, одевались как близнецы, а художница утверждала, что идеальное существо для нее – гермафродит, мужское и женское начала, слившиеся воедино. 

Стоит отметить, что это не только ее идеал, но и в принципе одна из ключевых идей многих концепций, основанных на вопросах пола и сексуальности. Секс соединяет людей, и только в этом слиянии, в единстве противоположных начал, и достигается истина.
Если видеть источник эротики в обнаженности, то перформансы Марины Абрамович эротичны от и до. Мало того, что она очень часто создает их голой (показательно еще одно общее с Улаем произведение: супруги без одежды стоят по разные стороны входа на выставку, и зритель вынужден протиснуться мимо: к кому лицом он повернется? Согласится ли войти в столь тесный контакт?), художница еще всегда эмоционально нага. Чего стоит один из нашумевших перформансов «В присутствии художника», когда Марина Абрамович 716,5 часов смотрела в глаза любому желающему. Разве возможно сохранить маску, когда много дней подряд напротив тебя садится один незнакомый человек за другим, чтобы просто посмотреть тебе в глаза? Это ли не соитие?

«Для перформанса смерть художника имеет фатальный смысл», - сказала Абрамович, и это правда. Поэтому-то Марина и решила создать школу, в которой готовит новых творцов для ре-перформансов. Только вдумайтесь: не художник воссоздает множество произведений, а произведение воссоздает художников. Ученики Абрамович отмечают: да, она научила присутствовать их здесь и сейчас, чувствовать других людей и мир в целом, сливаться с ними.
Поразмыслив над этим, становится очевидно, что не просто так одним из перформансов (хотя перформансов ли? Скорее уж видео-инсталляций) Абрамович стал «Балканский эротический эпос». Когда я посмотрела это видео в первый раз, я была совсем неоперившимся филологом 1го курса, кажется, и поверила многому из показанного. Впрочем, я и сейчас не разделяю мнения многих о том, что все в этом видео – плод воспаленного воображения художницы. Языческим народам было свойственно особое отношение к половым органам и сексу. 

Сексуальность была одновременно сакрализованна и не табуированна. Например, В.В.Броневский описывает обряд «опахивания»: «В самую полночь, известив наперед, чтоб никто не выходил на улицу, женщины собираются у околицы, и шествие начинается следующим порядком. Впереди идет девка с образом, за ней женщина верхом на помеле, с распущенными волосами, с обнаженной грудью, в одной рубахе, в исступлении пляшет и кривляется. Далее хор девок, женщины в таком же виде, как и вожатая… Сзади толпа женщин с зажженной лучиной или пучками соломы окружают нагую старуху, обыкновенно вдовую, наряженную в соху, коею три раза опахивают деревню. Процессия останавливается перед каждым домом, женщины идут в воротам и, производя ужасный звон в серпы и сковороды, неистово все вдруг кричат и голосом ведут « Ай! Ай! Секи, руби смерть коровью, ай, ай, вот она! Вот она! Секи, руби, ай, ай!». После этого не таким уж удивительным кажется эпизод из «Балканского эпоса», когда женщины в надежде остановить губительный дождь пугают богов своими обнаженными вагинами.

Эротических обрядов у древних славян было множество, и большинство из них современному человеку показались бы дикими и аморальными. Не стану углубляться в это тему, скажу только еще пару слов: общеизвестные русалки и день Ивана Купалы в древности тоже имели эротическое значение, поэтому просто глупо утверждать, что «в языческой Руси секса не было». Еще как был, и у всех остальных народов тоже. Имея все это в виду, нельзя сказать, что ролик Абрамович не имеет под собой совершенно никакой реальной основы, кроме того, я охотно верю, что она и вправду читала некие работы на эту тему, как утверждает сама художница. Другое дело, что Абрамович домыслила, какое звучание придала сюжетам, сочетающим историческую правду и фантазию, какую идею хотела донести. Мне же идея видится предельно простой: человек и природа изначально слиты, эротическая энергия переполняет нас, и с  ее помощью мы способны творить все – важно лишь направить ее в нужное русло. 

Итак, смотрим и удивляемся, но не шокируемся) Кстати, сама Абрамович на своей лекции перед просмотром просила особое внимание уделить финальной сцене, где стоят мужчины с эрегированными пенисами: «Когда фаллос не движется, как мы привыкли, в нем есть что-то символическое», - сказала она. Что ж, можно и согласиться.



Комментариев нет:

Отправить комментарий