Марина Абрамович – личность уникальная. Честно признаться,
когда я задумывала пост с ее видео «Балканский эротический эпос», то
представляла его совсем иным, но вот узнала что-то о самой художнице,
заинтересовалась, и закрутилось-завертелось. Теперь не рассмотреть ее
творчество в целом я просто не могу.
Я «сталкивалась» с Мариной Абрамович уже несколько раз в
жизни, но понятия не имела, что она – это она, «бабушка перформанса», да что
это и за перформанс такой (определение из Википедии: «Перформанс — форма
современного искусства, в которой произведение составляют действия художника
или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно
отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело
художника и отношение художника и зрителя»), я хоть смутно и представляла, но
толком не знала. Между тем, перформанс, и перформанс Абрамович в частности –
уникальное искусство, заряженное эротизмом в самом высоком смысле.
Абрамович принадлежат слова: «Вся энергия нашего тела
эротическая, от нас зависит, как ее использовать: для любви, разрушения, войны
или насилия. Это та же энергия, которая используется для творчества». Она сама
использует эту энергию для творчества… Впрочем, я не совсем согласна, что
перформанс – это искусство, но только не надо бросать в меня тухлыми
помидорами, я не в том смысле, что это «и не искусство вовсе, а так,
недоразумение». Я признаю за собой, что не понимаю многого в «перформансизме»
(есть такое слово?) и порой мне кажется, что в нем исключительно важную роль
играет пояснение (этим творец хотел сказать, что…), но, несмотря на это, я
отдаю ему дань огромного уважения. Просто я считаю, что есть Жизнь, есть
Искусство, а есть Перформанс. Это совершенно особенная структура, ведь и сама
Абрамович сказала на своей лекции: «Перформанс – это не роль. Перформанс
рождается из реальных ситуаций и реальных чувств». Вы скажете, что лирика, к
примеру, пишется тоже только под влиянием реальных переживаний? Да, отвечу я
вам, но есть одно маленькое «но». Хорошее стихотворение можно написать и о
фантазии, мечте, о том, чего ты не видел и не чувствовал даже никогда, и оно
будет жить в веках, перечитываться и пониматься каждый раз по-разному. А
перформанс существует лишь в переживании и только тогда, и то чувство, которое
было пережито в момент его создания, и есть само произведение. Думаю, даже сама
эта концепция весьма схожа с сущностью эротизма. Переживание и присутствие – не
только телесное, но самое что ни на есть настоящее, всеми шестью или даже семью
чувствами, сознанием и подсознанием, душой и духом.
Абрамович говорит, что чрезвычайно важна подготовка
художника к перформансу, готовность творца полностью сосредоточиться. В этом
есть что-то от восточной философии, и художница сама это признает: «Свою
функцию я представляю в виде моста, потому что я родом из бывшей Югославии. ...
Мост – это место сражения, там всегда сильный ветер, много противоречий,
поэтому никто не понимает славянскую душу. … Будучи таким мостом, я стараюсь
учиться у Восточной культуры концентрации духовности, и в то же время
воспринимать скорость и технологичность Западной культуры. Между этими мирами
есть своего рода баланс, и в своей работе я учитываю обе стороны». Она и ее
творчество – мост между мирами, секс – мост между людьми.
Этому тоже было
посвящено немало ее произведений, в том числе совместных с Улаем, ее бывшим
мужем и тоже художником. Например, перформанс «Коммунистическое тело –
фашистское тело» (Абрамович родилась под советской звездой, Улай, в Германии,
под символом «звезды по имени Солнце» - свастикой. Это тяготило обоих супругов).
Во время этого перформанса Улай и Марина пригласили друзей на вечеринку, во
время которой сами спали, но приготовили для гостей два столика с угощением из
социалистического и капиталистического лагеря по отдельности. Любопытен также перформанс
«Смерть себя», для которого пара соединила свои рты особым приспособлением,
через которое не проникал воздух, и вдыхали выдохи друг друга, пока не упали в
обморок. Тем самым они показали, что поглощение чужой жизни и отдача
собственной – губительна.
В 1977 году Улай и Абрамович 17 часов провели со
связанными друг с другом волосами в рамках перформанса «Отношения во времени», более
того, долгое время они называли себя «другое», считались единым организмом,
одевались как близнецы, а художница утверждала, что идеальное существо для нее
– гермафродит, мужское и женское начала, слившиеся воедино.
Стоит отметить, что
это не только ее идеал, но и в принципе одна из ключевых идей многих концепций,
основанных на вопросах пола и сексуальности. Секс соединяет людей, и только в
этом слиянии, в единстве противоположных начал, и достигается истина.
Если видеть источник эротики в обнаженности, то перформансы
Марины Абрамович эротичны от и до. Мало того, что она очень часто создает их
голой (показательно еще одно общее с Улаем произведение: супруги без одежды
стоят по разные стороны входа на выставку, и зритель вынужден протиснуться
мимо: к кому лицом он повернется? Согласится ли войти в столь тесный контакт?),
художница еще всегда эмоционально нага. Чего стоит один из нашумевших
перформансов «В присутствии художника», когда Марина Абрамович 716,5 часов
смотрела в глаза любому желающему. Разве возможно сохранить маску, когда много
дней подряд напротив тебя садится один незнакомый человек за другим, чтобы
просто посмотреть тебе в глаза? Это ли не соитие?
«Для перформанса смерть художника имеет фатальный смысл», -
сказала Абрамович, и это правда. Поэтому-то Марина и решила создать школу, в
которой готовит новых творцов для ре-перформансов. Только вдумайтесь: не
художник воссоздает множество произведений, а произведение воссоздает
художников. Ученики Абрамович отмечают: да, она научила присутствовать их здесь
и сейчас, чувствовать других людей и мир в целом, сливаться с ними.
Поразмыслив над этим, становится очевидно, что не просто так
одним из перформансов (хотя перформансов ли? Скорее уж видео-инсталляций)
Абрамович стал «Балканский эротический эпос». Когда я посмотрела это видео в первый
раз, я была совсем неоперившимся филологом 1го курса, кажется, и поверила
многому из показанного. Впрочем, я и сейчас не разделяю мнения многих о том,
что все в этом видео – плод воспаленного воображения художницы. Языческим
народам было свойственно особое отношение к половым органам и сексу.
Сексуальность была одновременно сакрализованна и не табуированна. Например,
В.В.Броневский описывает обряд «опахивания»: «В самую полночь, известив
наперед, чтоб никто не выходил на улицу, женщины собираются у околицы, и
шествие начинается следующим порядком. Впереди идет девка с образом, за ней
женщина верхом на помеле, с распущенными волосами, с обнаженной грудью, в одной
рубахе, в исступлении пляшет и кривляется. Далее хор девок, женщины в таком же
виде, как и вожатая… Сзади толпа женщин с зажженной лучиной или пучками соломы
окружают нагую старуху, обыкновенно вдовую, наряженную в соху, коею три раза
опахивают деревню. Процессия останавливается перед каждым домом, женщины идут в
воротам и, производя ужасный звон в серпы и сковороды, неистово все вдруг
кричат и голосом ведут « Ай! Ай! Секи, руби смерть коровью, ай, ай, вот она!
Вот она! Секи, руби, ай, ай!». После этого не таким уж удивительным кажется
эпизод из «Балканского эпоса», когда женщины в надежде остановить губительный
дождь пугают богов своими обнаженными вагинами.
Эротических обрядов у древних славян было множество, и
большинство из них современному человеку показались бы дикими и аморальными. Не
стану углубляться в это тему, скажу только еще пару слов: общеизвестные русалки
и день Ивана Купалы в древности тоже имели эротическое значение, поэтому просто
глупо утверждать, что «в языческой Руси секса не было». Еще как был, и у всех
остальных народов тоже. Имея все это в виду, нельзя сказать, что ролик Абрамович
не имеет под собой совершенно никакой реальной основы, кроме того, я охотно
верю, что она и вправду читала некие работы на эту тему, как утверждает сама
художница. Другое дело, что Абрамович домыслила, какое звучание придала сюжетам,
сочетающим историческую правду и фантазию, какую идею хотела донести. Мне же идея
видится предельно простой: человек и природа изначально слиты, эротическая
энергия переполняет нас, и с ее помощью
мы способны творить все – важно лишь направить ее в нужное русло.
Итак, смотрим и удивляемся, но не шокируемся) Кстати, сама
Абрамович на своей лекции перед просмотром просила особое внимание уделить
финальной сцене, где стоят мужчины с эрегированными пенисами: «Когда фаллос не
движется, как мы привыкли, в нем есть что-то символическое», - сказала она. Что
ж, можно и согласиться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий