понедельник, 22 октября 2012 г.

Подглядывающий из футляра


После просмотра фильма, принадлежащего интересно сформулированному жанру «интеллектуальной порнографии» - «Подглядывающего» Тинто Брасса, я пришла к замечательному выводу: если у человека получается хорошо снимать порно, то пусть снимает его дальше, а интеллектуальность оставит интеллектуалам. Потому что совместить эти вещи у Брасса как-то не удалось: на выходе мы имеем ленту, в которой изображение голых людей и их половых органов в частности не возбуждает, а умствования не выглядят интеллектуально. Но – обо всем по порядку.




Буквально название фильма переводится как «Человек, который смотрит», фильм снят на основе романа Альберто Моравиа. Производство – Италия, премьера – 1994 г. Главный герой – Эдуардо (уменьшительно-ласкательно Додо), которого играет Франческо Казале, – преподаватель литературы. От него уходит жена Сильвия (Катарина Василисса), и Додо никак не может понять, почему. Он ходит по городу, тоскует, цитирует Бодлера (который тот еще «чернушник» и развратник) и… наблюдает за всеми, как заставляет нас поверить концепция фильма, что отображено еще и в названии. Стремление наблюдать у него, пожалуй, доходит до уровня вуайеризма, но, впрочем, ничего криминального Додо как будто не совершает. Правда, как-то поддается соблазну и приходит к своей соблазнительной студентке Паскази домой, но и там всего лишь смотрит, как девушка резвится со своей любовницей…

А еще у Додо есть отец Альберто (Франко Бранчиароли), и именно в связи с его образом мы узнаем, откуда ноги растут у странного мировоззрения главного героя (об этом чуть ниже). Отец – больной и тираничный человек, в определенном смысле – сексуальный агрессор, поэтому ему жизненно необходимо иметь эротическую подпитку своей жизни. Немного напоминает положение дел в «Рассекая волны»: только плотская любовь, только аура секса как начала бытия и его продолжения может поддержать в человеке жизнь. Вот только выведено в «Подглядывающем» это в более «низком» ключе – воплощением похоти при Альберто является хорошенькая сиделка, которая как может ублажает хозяина, включая свой внешний вид и мелкие услуги вроде той, что перед тем, как Альберто закурит, его сигару нужно ненадолго поместить во влагалище. Аромат так лучше.

Немного отвлекусь от основного повествования и отдельно скажу о женских образах: они неправдоподобны до зубного скрежета. Нет, я не спорю, что если уж ты снимаешь «интеллектуальное порно», то нужно, наверное, забыть в чем-то о достоверности и сделать героинь более сексуально активными, чем среднестатистическая женщина на улице. Но меня невероятно раздражали костюмы из секс-шопов, которые носили женщины, и их бесконечная возбужденность. Это не вызывает у зрителя ответного желания (что подтверждает и мой «партнер» по просмотру), это вызывает только неприязненное удивление. Главное – не количество, а качество, но, кажется, Брасс об этом позабыл. Мы увидели множество вагин и пенисов, но ни один из этих «органов» не выглядел соблазнительно.

Итак, почему же Додо стал таким, каков он есть? Просто в детстве Эдуардо случайно увидел, как отец грубо овладевает матерью, заставляя ее повторять фразу «я твоя свинья». С тех пор так и повелось: Эдуардо только смотрит и ужасается окружающему миру, а Альберто довлеет над ним. В конце окажется, что Сильвия включилась в их игру и оставила Додо потому, что свекор с первого дня ее вхождения в их семью сделал невестку очередной «свинкой». Впрочем, жена так объясняет Додо свою порочную страсть с собственным «отцом по закону», как говорят англичане: «Он для меня только член, а тебя я люблю».

Итак, что же мы имеем в сухом остатке от фильма «Подглядывающий»?
1.      Много обнаженной натуры;
2.     Очень много обнаженной натуры, лишенной сексуальности.
Это что касается отрицательных качеств. Впрочем, не могу оказаться совсем уж жестокой и скажу пару слов в защиту: претензия на интеллектуальность все же есть. Может, более терпеливый и снисходительный, возможно, и более глубокий зритель для себя эту интеллектуальность увидит очерченной ярче. К тому же пунктов, относящихся к идейному содержанию, не так уж мало:

1.     Фильм о человеке, который живет не своей, а чужой подсмотренной жизнью. О человеке в сущности несчастном и слабом, хотя умном. По-настоящему хорошо сделанная в фильме вещь: витражное стекло, через которое не раз подглядывает Додо, как символ туманности и отгороженности от окружающего мира. Додо абсолютно несамостоятелен, бездейственен, что проявляется, конечно, в первую очередь в сексуальной области: не он соблазняет жену, а она его, не он кокетничает со студенткой и управляет ею, а она им. Наконец, даже однажды решив овладеть сиделкой отца, Додо терпит неудачу.

2.     Фильм о том, что секс может явиться и разрушающей силой (как в случае с Додо – ведь его личность и судьба разрушены именно из-за секса), и оживляющей (как в случае с Альберто, который живет только благодаря утехам плоти).
3.     О взаимоотношениях отца и сына. Тесно связано с первыми пунктами. Альберто – действие, Додо – статика, что заявлено не только в их общении, но и в их поведении с женщинами. Даже позы, в которых они занимаются сексом с Сильвией, говорят о многом: на мужа она садится сверху сама, Альберто берет ее сзади без согласия женщины. Потому-то Альберто побеждает Додо, подчиняет его себе, и сыну ничего не остается, кроме как сохранить частицы своей личности, спрятавшись за «витражное стекло».

4.     Фильм, в котором явлено немало мыслей-зацепок (то есть мыслей, направленных на то, чтобы вызвать в читателе ответные размышления) о соотношении любви, секса и нравственной чистоты: «Будь проклят тот кретин, кто впервые смешал воедино любовь и честь»; «Это же дикость!» - «Не более чем ваши девственность, верность и стыдливость» и прочие не менее прекрасные фразы. Упоминание Бодлера направлено на поддержание этой идеи всеми силами.

На этом, пожалуй, закончу о «Подглядывающем», надеюсь, моя позиция уже ясна, довольно мучить фильм. Если у вас все же есть интерес – посмотрите, только напрягитесь как следует, чтобы за обилием скучных грудей и половых органов разглядеть те крупицы интеллектуальности, которые зашифровал там Брасс.

Комментариев нет:

Отправить комментарий