После просмотра фильма, принадлежащего интересно
сформулированному жанру «интеллектуальной порнографии» - «Подглядывающего»
Тинто Брасса, я пришла к замечательному выводу: если у человека получается
хорошо снимать порно, то пусть снимает его дальше, а интеллектуальность оставит
интеллектуалам. Потому что совместить эти вещи у Брасса как-то не удалось: на
выходе мы имеем ленту, в которой изображение голых людей и их половых органов в
частности не возбуждает, а умствования не выглядят интеллектуально. Но – обо
всем по порядку.
Буквально название фильма переводится как «Человек, который
смотрит», фильм снят на основе романа Альберто Моравиа. Производство – Италия,
премьера – 1994 г. Главный герой – Эдуардо (уменьшительно-ласкательно Додо),
которого играет Франческо Казале, – преподаватель литературы. От него уходит
жена Сильвия (Катарина Василисса), и Додо никак не может понять, почему. Он ходит
по городу, тоскует, цитирует Бодлера (который тот еще «чернушник» и развратник)
и… наблюдает за всеми, как заставляет нас поверить концепция фильма, что
отображено еще и в названии. Стремление наблюдать у него, пожалуй, доходит до
уровня вуайеризма, но, впрочем, ничего криминального Додо как будто не совершает.
Правда, как-то поддается соблазну и приходит к своей соблазнительной студентке
Паскази домой, но и там всего лишь смотрит, как девушка резвится со своей
любовницей…
А еще у Додо есть отец Альберто (Франко Бранчиароли), и
именно в связи с его образом мы узнаем, откуда ноги растут у странного
мировоззрения главного героя (об этом чуть ниже). Отец – больной и тираничный
человек, в определенном смысле – сексуальный агрессор, поэтому ему жизненно
необходимо иметь эротическую подпитку своей жизни. Немного напоминает положение
дел в «Рассекая волны»: только плотская любовь, только аура секса как начала
бытия и его продолжения может поддержать в человеке жизнь. Вот только выведено
в «Подглядывающем» это в более «низком» ключе – воплощением похоти при Альберто
является хорошенькая сиделка, которая как может ублажает хозяина, включая свой
внешний вид и мелкие услуги вроде той, что перед тем, как Альберто закурит, его
сигару нужно ненадолго поместить во влагалище. Аромат так лучше.
Немного отвлекусь от основного повествования и отдельно
скажу о женских образах: они неправдоподобны до зубного скрежета. Нет, я не
спорю, что если уж ты снимаешь «интеллектуальное порно», то нужно, наверное,
забыть в чем-то о достоверности и сделать героинь более сексуально активными, чем
среднестатистическая женщина на улице. Но меня невероятно раздражали костюмы из секс-шопов, которые носили женщины, и их бесконечная возбужденность.
Это не вызывает у зрителя ответного желания (что подтверждает и мой «партнер»
по просмотру), это вызывает только неприязненное удивление. Главное – не
количество, а качество, но, кажется, Брасс об этом позабыл. Мы увидели множество
вагин и пенисов, но ни один из этих «органов» не выглядел соблазнительно.
Итак, почему же Додо стал таким, каков он есть? Просто в
детстве Эдуардо случайно увидел, как отец грубо овладевает матерью, заставляя ее
повторять фразу «я твоя свинья». С тех пор так и повелось: Эдуардо только смотрит и
ужасается окружающему миру, а Альберто довлеет над ним. В конце окажется, что
Сильвия включилась в их игру и оставила Додо потому, что свекор с первого дня
ее вхождения в их семью сделал невестку очередной «свинкой». Впрочем, жена так
объясняет Додо свою порочную страсть с собственным «отцом по закону», как
говорят англичане: «Он для меня только член, а тебя я люблю».
Итак, что же мы имеем в сухом остатке от фильма
«Подглядывающий»?
1.
Много
обнаженной натуры;
2.
Очень много обнаженной натуры, лишенной
сексуальности.
Это что касается отрицательных качеств. Впрочем, не могу
оказаться совсем уж жестокой и скажу пару слов в защиту: претензия на
интеллектуальность все же есть. Может, более терпеливый и снисходительный,
возможно, и более глубокий зритель для себя эту интеллектуальность увидит
очерченной ярче. К тому же пунктов, относящихся к идейному содержанию, не так
уж мало:
1.
Фильм о человеке, который живет не своей, а
чужой подсмотренной жизнью. О человеке в сущности несчастном и слабом, хотя
умном. По-настоящему хорошо сделанная в фильме вещь: витражное стекло, через
которое не раз подглядывает Додо, как символ туманности и отгороженности от окружающего мира. Додо абсолютно несамостоятелен, бездейственен, что
проявляется, конечно, в первую очередь в сексуальной области: не он соблазняет
жену, а она его, не он кокетничает со студенткой и управляет ею, а она им. Наконец,
даже однажды решив овладеть сиделкой отца, Додо терпит неудачу.
2.
Фильм о том, что секс может явиться и
разрушающей силой (как в случае с Додо – ведь его личность и судьба разрушены
именно из-за секса), и оживляющей (как в случае с Альберто, который живет
только благодаря утехам плоти).
3.
О взаимоотношениях отца и сына. Тесно связано с
первыми пунктами. Альберто – действие, Додо – статика, что заявлено не только в
их общении, но и в их поведении с женщинами. Даже позы, в которых они
занимаются сексом с Сильвией, говорят о многом: на мужа она садится сверху
сама, Альберто берет ее сзади без согласия женщины. Потому-то Альберто
побеждает Додо, подчиняет его себе, и сыну ничего не остается, кроме как
сохранить частицы своей личности, спрятавшись за «витражное стекло».
4.
Фильм, в котором явлено немало мыслей-зацепок
(то есть мыслей, направленных на то, чтобы вызвать в читателе ответные
размышления) о соотношении любви, секса и нравственной чистоты: «Будь проклят
тот кретин, кто впервые смешал воедино любовь и честь»; «Это же дикость!» - «Не
более чем ваши девственность, верность и стыдливость» и прочие не менее
прекрасные фразы. Упоминание Бодлера направлено на поддержание этой идеи всеми
силами.
На этом, пожалуй, закончу о «Подглядывающем», надеюсь, моя
позиция уже ясна, довольно мучить фильм. Если у вас все же есть интерес –
посмотрите, только напрягитесь как следует, чтобы за обилием скучных грудей и
половых органов разглядеть те крупицы интеллектуальности, которые зашифровал
там Брасс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий