понедельник, 5 ноября 2012 г.

Секретная жизнь секретарши


Вопрос о любимом фильме или книге всегда ставит меня в тупик. Любимое ведь должно быть каким-то исключительным, воплощающим в себе все или почти все… Есть много произведений, которые мне нравятся за что-то, но любимое, подлежащее многократному перечитыванию/пересматриванию, вычленить сложно. И вот недавно я поняла, что фильм «Секретарша» вполне можно назвать одним из моих любимых.


«Секретарша» сочетает в себе, как подчас кажется, и вовсе несочетаемое: яркую «голливудскую» картинку, историю дурнушки, расцветающей в прекрасную даму (куда уж пошлее), и при этом – психологизм, удивительную правдоподобность аномалии, если только можно так сказать, честный рассказ о каждом из нас. История главной героини, Ли, удивительна и проста: героиню, страдающую склонностями к мазохизму, какое-то время лечили в психиатрической лечебнице, после выхода из которой девушке необходимо было начать продуктивную жизнь в социуме. Первым шагом к обычному существованию стали курсы машинисток, а потом Ли устроилась на работу к обаятельному юристу, в которого, конечно же, влюбилась. А потом выяснилось, что начальник мистер Эдвард Грей – немножко садист, он любит наказывать секретаршу за опечатки в документах старым дедовским способом – шлепками по мягкому месту. Звучит очень пошло. Но как показано! Впрочем – обо всем по порядку.


Когда я просматривала фильм во второй раз, то заметила, что в нем довольно явственно прослеживается кольцевая композиция, главные моменты которой заставляют задуматься: так ли все на самом деле в жизни Ли, как кажется на первый взгляд? Ее отец – безработный алкоголик, позволяющий себе поднять руку на жену, но именно ему Ли дважды говорит: «спасибо, папа» - в начале и в конце фильма. Это практически единственные слова, обращенные к кому-либо из семьи. «Спасибо»! Этому человеку, из-за которого Ли впервые нанесла себе рану («от скуки», как она сама говорит), ему, из-за которого, едва вернувшись после лечения домой, Ли прикладывает к голой ноге раскаленный чайник… Но ведь именно отец говорит Ли, объявившей неподвижную забастовку в офисе мистера Грея в борьбе за свою любовь, самые главные в фильме слова: «Кто сказал, что любовь должна быть мягкой и нежной? Ты хозяйка своего тела». Да, фигура отца исключительно странна. Он и единственная поддержка Ли, и в то же время – тот, кто первым начал толкать ее к мазохизму. Думаю, замысел Стивена Шейнберга (режиссера) таков: только через страдание человек может прийти к истине своей жизни, не нужно бояться сделать шаг в сторону из колеи, ведь то, что сейчас кажется ужасным, может открыть нам глаза на самое прекрасное. И отец Ли, неудачник и алкоголик, ведя дочь во мрак, в итоге выводит ее на свет. Опять же, помянем и Фрейда: Ли благодарит отца за поддержку и страдание, и именно эти две составляющие потом воплотятся в образе ее идеального мужа. Чем не комплекс Электры?

К слову об упомянутом раскаленном чайнике. Думаю, этот момент смело можно назвать одним из самых сильных в фильме: Ли, стремящаяся как-то пережить ссору родителей, прижимает к бедру горячий металл. В этот момент на лице ее написано страдание… которое через несколько мгновений превращается в выражение истинного блаженства. Удивительная метаморфоза, восхитительная мимика. Немаловажно, что Ли в этот момент очень напоминает человека, испытывающего оргазм: также мала в гримасе разница между страданием и счастьем. И ближе к концу фильма обратное продемонстрирует мистер Грей: мужчина впервые решится заняться перед Ли онанизмом, осознавая, что это одновременно и последний раз, когда он позволит себе это сделать. И в преоргазменный момент лицо Эдварда выражает (думаю, не совру, если скажу именно так): горе, тоску, боль. Акт мастурбации не окрашен похотью, грязью. Да, он выглядит далеко не романтично и нежно, это скорее «черное», чем «белое», но это и прощание, это и тоска, и это, как ни странно – любовь, в которой так страшно признаться самому себе.

Фильм «Секретарша» показывает нам людей самых обычных, как бы ни кричали ханжи, что садо-мазохизм – дикость, грязь, пошлость и неуважение. Я осмелюсь сказать большее: тем, что показано в фильме, занимается каждый любящий, каждый из нас всех. Да, может быть, не все играют в господина и рабу в постели, но морально каждый человек страдает в этом мире и нуждается в том Другом, кто мог бы его пожалеть, полюбить, несмотря на все недостатки, на все отклонения от нормы, пострадать с ним вместе или за него. В «Секретарше» эти мысли и чувства находят отражение в сексуальной сфере – и это нормально, потому что именно там – самая потаенная, самая интимная зона человеческих переживаний, куда в идеале допускаются только любимые и любящие, а если попадает кто-то посторонний – то страдание только увеличивается, отклонение от нормы становится еще болезненнее.

Метафорой страдания и сексуальности Ли становится бассейн, в который она погружается и после боли, причиненной отцом, и после того, как ее бросает (а вернее, увольняет) мистер Грей. Бассейн – это некая утроба матери, где Ли пытается обрести тишину и покой, хотя безуспешно. К настоящей матери не пойти – Ли чувствует, что та не понимает ее. Ведь как мог человек, почувствовавший глубину переживания Ли, запереть все ножи, едва она вернулась из больницы, и принести ей «конфетки» во время голодовки во имя любви? Мать Ли нельзя назвать плохим человеком, но она бесконечно далека от младшей дочери, и скорее схожа с сестрой главной героини, которая рада сбежать из надоевшего отчего дома, выйдя замуж за ненасытного симпатичного мужчину (главная его фраза на свадьбе: «Скорей бы ночь»).
Вы можете меня обвинить в том, что сестра Ли и ее супруг получаются у меня распутниками, а предающиеся сексуальным извращением главные герои – целомудренными страдальцами, хотя внешне все совсем не так: те-то женаты, и ведут себя прилично, а здесь… Что ж, с удовольствием могу пояснить: сестра Ли и ее муж – действительно люди, лишенные способности глубоко чувствовать, их переживания зациклены на реализации чувственного голода. Потому-то они целуются неприлично глубоко во время свадьбы, они слишком шумны, вульгарны. 

Для Ли и Эдварда же в их отношениях сексуальное – лишь проводник духовного, а не самоцель. Если бы им не было нужно найти человека, способного разделить их тоску, помочь найти место в мире, их «извращенным эротическим утехам» тоже не нашлось бы места. Да, форма поиска себя болезненная, но разве они в этом виноваты, а не враждебный мир? Их причиняемая и испытываемая боль – почти причащение, недаром во время забастовки священник говорит Ли, что она ведет себя как древние религиозные фанатики, в самоистязании достигающие просветления, видения Бога. Путь Ли и Эдварда подобен этому пути, но они ищут вполне конкретного «бога» - Любви. И поэтому ключевой является фраза Ли, которую она произносит своему несостоявшемуся жениху Питеру, спросившего ее, сбежала ли она со свадьбы из-за чего-то, связанного с сексом: «Разве ты находишь в этом (в сидении в одной позе за столом мистера Грея, голодной и изможденной) что-то сексуальное?». Это правда: не жизнь сводится к сексу, а секс оказывается чем-то гораздо большим, отражением всей жизни. В этом нет сексуальности как привлекательности, в этом есть сексуальность как соитие себя, любимого человека и мира.

И еще слово тем, кому «Секретарша» кажется грязным фильмом: я стою на том, что Стивен Шейнберг сделал свою работу удивительно тонко и благородно. Никакого натурализма, только самые тонкие штрихи, показывающие не ширину захвата жизни сексом, а его глубину. Самое развратное, что можно увидеть – Ли с задранной юбкой, стоящая боком к камере, и влажный след на ее рубашке, может, еще момент, когда она запускает руку в трусики, а на щеках горит румянец. По-моему, сейчас и в фильмах с более «милым» сюжетом можно натолкнуться на гораздо более откровенные сцены. В «Секретарше», к тому же, огромное место уделено нежности, нужно только это увидеть: как Ли проводит рукой по волосам мистера Грея, как обнимает его за шею, как он целует ее в финале… Именно в маленьких жестах и есть выход к большому чувству, они – особенно пронзительны.

В Ли переплетены черты ребенка и взрослой сексуальной женщины. Вначале она достает свою коробочку, больше подходящую для хранения детских секретиков, а там оказывается набор мазохиста. И такая двупланность сопровождает Ли постоянно, что выражается еще и в том, что она не только послушная раба в отношениях с Эдвардом и в жизни вообще, как можно было бы подумать. Более того – она, пожалуй, даже более инициативна в их отношениях, ведь именно Ли специально совершает ошибки, чтобы быть наказанной, прибегает к Эдварду с объяснением в любви, выдерживает многие испытания… а мистер Грей все это принимает с растерянностью, продолжая играть однажды взятую на себя роль, но боясь сделать последний шаг. Наблюдая за голодовкой Ли, он и себя как-то косвенно пытается наказать: ложится спать на полу, не ест… Но понимает, что Ли сильнее. И приходит за ней.  


В финале очень значимой деталью становится свадебное платье, в котором Ли сбегает в день свадьбы с Питером. Платье принадлежит матери несостоявшегося жениха, и оно предназначалось для того, чтобы, оставшись чистым, провести Ли в мир тоски и нелюбви. Но героина переживает в нем трехдневное самозаточение за письменным столом, платье становится грязным, никчемным… А потом приходит Эдвард, снимает платье, купает Ли. И именно в этом процессе погружения в грязь, а потом достижения сверкающей чистоты – метафора всего фильма. Свадебное платье становится грязным – и только тогда снимается истинно любимым Ли человеком. Только тогда Ли по-настоящему находит свое место в мире, впервые чувствует себя «частью мирозданья», а Эдвард, до нее уже использовавший несколько женщин для реализации своей душевно-сексуальной болезни, понимает, что лишь с появлением Ли в его судьбе он по-настоящему «родился»: символично это выражается в сжигании фотографий прошлых секретарш (к слову о кольцевой композиции: в увольнении Ли повторяются некоторые композиционные элементы из начала фильма).

Финальный взгляд Ли, только что проводившей мужа на работу, не дает назвать конец классическим «хеппи-эндом». Есть в нем какая-то тоска, глубина, вызов и хитринка… Думаю, никому точно не удастся разгадать, что хотел этим выразить режиссер, и что вложила в этот взгляд актриса. Просто мы видим глаза человека, у которого в жизни были и радости, и горести, и у которой впереди отнюдь не безоблачная, хотя в сущности, как мы надеемся, счастливая жизнь с любимым мужем. Взгляд человека, который точно такой же, как все мы, взгляд человека, который живет внутри каждого из нас.

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий